Просвещение родителей
Как говорить с ребенком на сложные темы
Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультационный материал
Не пойду в детский сад, я болею!
Ни для кого не секрет, что в первые дни в садике дети болеют часто. Родители уверены, что все это происходит из-за контактов с большим количеством детей, что они «обмениваются бациллами» друг с другом. Тут, конечно, есть доля истины, но никакая болячка к ребенку с крепким иммунитетов не пристанет. Согласитесь, что большинство родителей еще до сада водят детей в детские развивающие центры, берут с собой в большие гипермаркеты за покупками, гуляют во дворах и позволяют общаться со сверстниками. Но именно тогда, когда ребенок остается один в детском дошкольном учреждении, он начинает болеть намного активнее! И порой даже по не совсем понятным для родителей причинам. ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ДЕТИ БОЛЕЮТ В ДЕТСКОМ САДУ? Все дело в том, что на почве нервного напряжения ослабевает иммунная система. Если ребенок постоянно плачет, не отпускает родителей, а потом заболевает, то зачастую родители и сами понимают, что это из-за нервов. Но ребенку может нравиться ходить в садик, он спокойно отпускает маму, но все равно в саду болеет. Ведь детский сад – это нагрузка на нервную систему ребенка. Там много детей, которые все время шумят, там постоянно кипит какая-то деятельность, пусть даже интересная, но от этого не менее утомительная. И в результате от постоянного перевозбуждения организм ребенка включает защитный механизм, и ребенок заболевает. Этот эффект можно свети к минимуму. Для этого время посещения детского сада надо увеличивать постепенно. Или есть другой вариант: делайте поначалу ребенку выходной в середине или в конце недели. Второй вариант – это ребенок, которые болеет в саду из-за тяжелой адаптации. Со всеми сопутствующими признаками: не отпускает родителей, постоянно о них спрашивает, не играет с детьми и тому подобное. Поэтому, опять-таки, истощение нервной системы ребенка, он заболевает. ТАКИЕ БОЛЕЗНИ НАЗЫВАЮТСЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ. ЭТО ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕБЕНКА. Детская психосоматика - это весь спектр переживаний ребенка которые он в силу возраста не может выразить и проявляется это именно в частых болезнях истериках и капризах. ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА РОДИТЕЛИ ЧАСТО ДОПУСКАЮТ БОЛЬШУЮ И ЖИРНУЮ ОШИБКУ. Во время болезни ребенка с ним носятся, как с писаной торбой. Ему разрешают делать всё, что угодно. Он смотрит часами мультики, играет со всеми игрушками, в общем-то, получает удовольствие от жизни. А потом его опять ведут в сад, где надо подстраиваться под коллектив, под правила поведения, где воспитательница не мчится стремглав выполнять все его прихоти. А дома болеть так хорошо ведь…. И догадайтесь, что с ребенком происходит максимум через неделю посещения сада? Правильно. Он снова заболевает, его снова холят и лелеют. А если он еще и с бабушкой сидит, то та его обычно так балует, что в садик потом точно не хочется. Как же вырваться из этого замкнутого круга? Ведь такое может длиться очень долго, не только пару месяцев, но и год, и даже два. Нужно сделать так, чтобы ребенку было «невыгодно» болеть. То есть, исключить все блага болезней. «Больным деткам нельзя смотреть мультики», «Больным детям нельзя скакать сайгаком по квартире», -ну и дальше по списку. Ребенку должно быть болеть скучно. И тут происходит чудесное исцеление, максимум с одним-двумя рецидивами. А потом ребенок перестает болеть. Только здесь стоит учесть такой момент, что «уходят в болезнь» в основном дети, у которых наблюдаются некоторые сложности в общении. Это обычно скромные и стеснительные дети. И, помимо того, что вы выводите ребенка из постоянных болячек, не забывайте налаживать его социальные контакты. Сходите в выходные с кем-нибудь из группы погулять или в гости. Ведь если у ребенка появится в группе хотя бы один друг, с которым он сможет играть, то адаптация дальше пойдет гораздо быстрее. |
Почему ребенок кусается?
— У детей в возрасте 1,5-2,5 лет – две причины: психологическая и физиологическая. Если говорить о физиологических, то это говорит о слабых жевательных мышцах. Их можно «тренировать» дома: надувать воздушные шарики, мыльные пузыри, грызть морковку.
Если говорить о психологических причинах, то коротко можно сформулировать так: это укусы «на эмоциях», своеобразный способ выражения эмоций. Ведь ребенок не умеет адекватно выражать свои чувства, его словарный запас ограничен, он пытается привлечь к себе внимание, снять напряжение, выплеснуть накопившиеся чувства (как плохие, так и хорошие). Причем, в этом возрасте он не понимает, что причиняет боль.
Что делать?
Нужно научить ребенка выражать свои чувства.
Во-первых, проговаривать их: «Ты злишься», «Ты расстроен».
Во-вторых, научить выражать свои эмоции: попрыгать, похлопать в ладоши, обнять, поцеловать.
Если это агрессивные укусы, то значит ребенок требует внимания. Если мама слишком занята, то укус — это средство напомнить о себе. Пусть мама хоть и ругается, но она отвлекается от своих дел – значит, способ сработал. Агрессивные укусы могут быть спровоцированы, если ребенок стал свидетелем семейного разговора на повышенных тонах.
Что делать?
В этом возрасте ребенок лучше понимает действия, чем слова. Укусил – скажите строго, что так нельзя, а главное — отодвиньте от себя, игнорируйте 2-3 минуты, не больше. Если рядом есть другие взрослые, пусть пожалеют вас, тем самым показывая малышу, что Вам больно...
Если это произошло в детской компании, например, на площадке, следует увести ребенка, отсадить, также показывая, что с ним никто не будет играть.
Если возраст более 2,5 лет, то ребенок уже понимает, что причиняет боль. И тут, как правило, есть какая-то психологическая причина: ссоры в семье, рождение второго ребенка, конфликты с детьми в садике или какой-то другой стресс. Но еще не хватает словарного запаса, чтобы описать свое состояние.
Что делать?
Первое – это создать доброжелательные отношения в семье.
Второе – дать ребенку выплеснуть негативные эмоции. Видите, что ребенок расстроен — предложите попинать мячик, побегать. Вообще занятия спортом – футболом, плаванием — очень хорошо помогают снять напряжение.
В 3 года у ребенка наступает кризис этого возраста. Он начинает отстаивать свое мнение, чувствует себя лидером, а если это не удается, в ход идут кидание игрушек, драки, кусание. В садике это может проявляться как средство защиты, снятие стресса, ответ на обиду.
Что делать?
В этом возрасте важно проговаривать за ребенка его чувства и эмоции: «Меня обидели», «Я расстроен», «Мне больно», «Я испугался». Проговаривая и осознавая свои эмоции, ребенок сможет избавиться от напряжения. Можно обыграть это с игрушками или сочинить сказку о том, как зверята научились дружить и перестали кусаться.
Также важно научить ребенка просить прощение за причиненную боль.
Физические наказания категорически запрещены, иначе получается, что вы отвечаете агрессией на агрессию. Строгий, осуждающий тон, временное игнорирование — уже достаточное наказание для ребенка. Не стоит ругать ребенка при посторонних, он может воспринять это как унижение.
Если ребенок не перерос такое поведение и старше 3-х лет, то причины намного глубже, чем временный стресс — стоит обратиться к специалистам.
Почему важна связь между детьми и родителями
Темперамент зачем о нем Знать?
Путеводитель по миру детско-родительских отношений
Как формируется самооценка дошкольника и какие факторы влияют на ее становление?
1.Оцените свой уровень самооценки |
Уверенные в своей силе люди обычно воспитывают уверенных детей. Если у вас самих нет внутренних трудностей, мешающих вам в жизни, общении с окружающими, то вам будет легко предать уверенности ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? |
2.Больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание |
Дефицит родительского внимания лишает ребенка чувства собственной значимости и уверенности в себе. Чтобы этого избежать, крайне важно уделять ребенку достаточное количество времени и внимания. Никакие слова не убедят ребенка в его важности для вас, если вы не готовы делиться с ним своим временем и участием |
3.Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его поручениями |
Привлекая ребенка к домашним делам, важно создать условия для его успешного опыта и позитивного самоощущения. Предлагайте помощь, а не приказывайте, давайте выбор между несколькими задачами, отмечайте значимость его вклада в выполнении повседневных дел. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным |
4.Относитесь к делам ребенка с уважением |
Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не отвлекайтесь поглядывая время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, названия мультиков и главных героев, которые ему интересны. что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет |
5.Поощряйте в ребенке инициативу |
Поддерживайте любую инициативу ребенка, даже если она кажется вам незначительной или неуместной. Помните: один неодобрительный взгляд может погасить стремление к проявлению самостоятельности, инициативности. Ваша поддержка и вера в ребенка помогут раскрыть его потенциал и сформировать уверенную в себе личность. Поощряйте инициативу улыбкой, одобрением и искренним интересом |
6.Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными | Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание выполнить работу сделать хорошо, помочь (даже если пока ребенок недостаточно уверен в себе) Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее придаст ребенку веру в себя и, свои силы. В случаях необходимости похвалы используйте следующие фразы: «Ты это сможешь!»,. «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» |
Детские страхи
Сколько времени проводят ваши дети перед экраном